Гройсман оставил Путина с носом на его теме федерализации | Фонд місцевої демократії
Фонд місцевої демократії
Foundation of Local Democracy,
Kharkiv Ukraine
Фонд місцевої демократії (ФМД) - громадська неприбуткова організація, аналітичний центр(THINK TANKS), метою якого є вплив на економічні, політичні та соціальні процеси в Україні, сприяння місцевому самоврядуванню, проведенню реформ, розвитку громадянського суспільства та демократії

Гройсман оставил Путина с носом на его теме федерализации

_239В Брюсселе вице-премьер-министр Владимир Гройсман достаточно лихо «утер нос» своему более именитому тезке

На  путинское желание «федерализации» наших юго-восточных регионов  украинское правительство устами бывшего мэра Винницы ответило инициированием более масштабной реформы органов местного самоуправления, по сравнению с которой федеративное устройство лишь цветочки. Если планы Кабмина свершатся, то к концу нынешнего года понятие «облгосадминистрация» станет достоянием истории, власть во всех без исключения регионах перейдет в руки областных советов, а ОГА заменят префектуры, наделенные наблюдательными и координирующими функциями.

Стоит отметить, что в отличие от многих европейских стран, тема федерализации очень близка Бельгии. После многолетних дебатов государство вынуждено было «разделиться» на условно богатую Фландрию, бедную Валонию и округ Брюссель. Но этому предшествовал длительный внутренний диалог без постороннего навязчивого суфлерства. Поэтому бельгийский сценарий не приемлем Украине. Владимир Гройсман считает, что для нас больше подходит польский вариант организации органов власти на местах.

Вице-премьер предлагает «отменить областные госадминистрации как органы исполнительной власти на территориях». «Они (ОГА – прим. авт.) все решают, все делают, у них все деньги. И прошлая система доказала, что некоторые губернаторы вели себя как мини-цари на территориях», — пояснил предпосылки к изменению структуры В. Гройсман.

По его словам, префектурам сохранят лишь функции наблюдения и контроля «в отношении органов государственной власти на территориях». То есть, префекты с незначительным штатом подчиненных не смогут влиять на процессы в регионах, их лишат ресурсов и полномочий решать кадровые вопросы. Непосредственно префектов назначать будет либо президент, либо глава правительства. Поэтому они будут лишь «оком» центральной власти, по сути, дублируя многие госструктуры, призванные тоже как бы контролировать и «сигнализировать» высшему руководству государства о ситуации в областях.

«Мы построим трехуровневую систему. Самая сильная — это община (село-поселок-город), далее — район, а затем — область. Райсовет выбирает свой исполком, а облсовет — свой. Каждый из этих органов будет иметь свои полномочия и источники финансирования, чтобы не было никаких конфликтов и споров», — подчеркнул вице-премьер.

Таким образом, такая децентрализация власти даст  территориальным громадам гораздо больше полномочий и возможностей, чем преподносимая как «выход из кризиса» российским президентом Владимиром Путиным федерализация. Проще говоря, у децентрализации «плюсов» больше. Видимо, в Кремле скоро начнут понимать, что, выражаясь «футбольным» языком, проиграли на своем поле…

Предложенная правительством схема требует еще внесения изменений в Конституцию Украины, Бюджетный кодекс и массу законодательных актов, поэтому сроки ее реализации намечены на  декабрь 2014-го.

Нельзя не сказать, что децентрализация таит определенную угрозу для местных элит, которые представлены в избираемых органах власти. Им доведется брать «огонь на себя» — получать и лавровые, и терновые венки.

При сегодняшнем порядке, скажем, облсоветы делегировали даже большинство своих полномочий аппарату облгосадминистраций, и фактически лишь соглашаются или отвергают «чужие» предложения, выносимые на сессию. То есть, избирателям депутаты всегда могут сказать, что они «хотят как лучше, а чиновники областного уровня неправильно работают». Когда же облсовет сформирует исполком, то конкретно депутатский корпус будет нести непосредственную ответственность за результаты труда своего же детища, и людям уже не скажешь, что в их проблемах виноват мифический злодей-чиновник, назначенный президентом.

Игорь ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Источник: РЕАЛ



Оставить комментарий




Інші матеріали

Чи готове місцеве самоврядування до застосування Закону про адмінпроцедуру?
Чи готове місцеве самоврядування до застосування Закону про адмінпроцедуру?

15 грудня набуває чинності Закон України «Про адміністративну [Читати далі]

Щодо недоцільності проведення виборів під час воєнного стану
Щодо недоцільності проведення виборів під час воєнного стану

Відповідно до чинного виборчого законодавства, протягом 2023-2025 [Читати далі]

Ключові події в громадсько-політичному житті Слобожанщини за жовтень
Ключові події в громадсько-політичному житті Слобожанщини за жовтень

Жовтень для місцевої влади на Сході України пройшов у турботах [Читати далі]

Події в соціально – політичному житті Сходу Україна у вересні
Події в соціально – політичному житті Сходу Україна у вересні

     Вересень у Східних областях України пройшов у турботах про [Читати далі]

Ключові події в громадсько-політичному житті Сходу України в серпні
Ключові події в громадсько-політичному житті Сходу України в серпні

Серпень видався найгарячішим місяцем не тільки в природі, але й [Читати далі]

Розділи

  • МС (187)
  • ГС (202)
  • Зверніть увагу (81)
  • Блог (30)
  • Моніторинг видачі віз (2007-2012) (6)
  • Адміністративні послуги (61)
  • Адміністративні послуги. Харків (91)
  • Європейська інтеграція (30)
  • Конкурси (8)
  • Бібліоміст (6)
  • Культура діалогу (69)
  • Діалоги заради миру (27)
  • Новини (330)
  • Статті (69)
  • Видання ФМД (23)

Olga Miroshnyk, Head Foundation of Local Democracy
12, Movchanovskyi vyizd, Office 13 Kharkiv, Ukraine 61001
Phone: +380501626045
E-mail: mirfmd@gmail.com, Web-site: www.fmd.kh.ua Facebook: FMD