Восточное партнерство: вопросы и ответы | Фонд місцевої демократії
Фонд місцевої демократії
Foundation of Local Democracy,
Kharkiv Ukraine
Фонд місцевої демократії (ФМД) - громадська неприбуткова організація, аналітичний центр(THINK TANKS), метою якого є вплив на економічні, політичні та соціальні процеси в Україні, сприяння місцевому самоврядуванню, проведенню реформ, розвитку громадянського суспільства та демократії

Восточное партнерство: вопросы и ответы

46557516-06-2009

Почему ЕС и страны-партнеры организуют Восточное партнерство?

Потому что настало время для наращивания отношений ЕС с восточными соседями. События в странах Восточной Европы и на Южном Кавказе отзываются в ЕС. Последовательные этапы его расширения приблизили эти страны, а их безопасность, стабильность и процветание все больше влияют на Европейский Союз. Все они, хотя и в разной степени, проводят политические, социальные и экономические реформы и заявили о своем стремлении сближаться с ЕС.
Политика в отношении этих стран должна быть сильной, активной и недвусмысленной: благодаря Восточному партнерству ЕС оказывает своим его участникам конкретную и долгосрочную поддержку демократических и рыночных реформ, содействуя тем самым их политической и экономической стабильности. Многосторонний аспект Восточного партнерства предоставляет ЕС дополнительный инструмент консолидации реформ, благодаря предоставлению шести странам-партнерам форума для обмена опытом и информацией в рамках четырех платформ.
Какие страны участвуют в Восточном партнерстве?
Все 27 государств-членов ЕС, а также Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Республика Молдова и Украина.
Почему столь разные страны решили сотрудничать с ЕС в одних многосторонних рамках?
Хотя цели Восточных партнеров не обязательно одинаковы, все они стремятся наращивать свои отношения с ЕС. Восточное партнерство является ответом ЕС на эти вызовы и надежды, поскольку Европейский Союз жизненно заинтересован в дальнейшем экономическом развитии, укреплении демократического управления и повышении уровня стабильности среди восточных соседей. Основываясь на продвижении вперед в рамках Европейской политики соседства (ЕПС), Восточное партнерство предусматривает как двусторонние, так и многосторонние меры по укреплению сотрудничества. Страны-партнеры станут ближе к Европейскому Союзу, с учетом своих индивидуальных возможностей и временных рамок, и вместе Восточные партнеры будут расширять сотрудничество мужду собой по вопросам, связанным с ЕС, обмениваться опытом и наилучшей практикой.
Выставляются ли какие-либо условия? Одинаково ли предложение для всех стран-партнеров, несмотря на различие в уровне отношений с ЕС?
Нет, принцип Европейской политики соседства будет сохранен: насколько далеко мы будем идти в отношениях с каждой страной, будет и далее зависеть от того прогресса, который будет осуществляться партнерами в их усилиях по проведению реформ и модернизации. Восточное партнерство касается обоих аспектов – совместных интересов и общих ценностей.
Почему в Восточное партнерство приглашена Беларусь, хотя Беларусь не участвует в ЕПС?
Беларусь является важным Восточным партнером Европейского Союза, она заинтересована в углублении своих отношений с нами. Исходя из своего собственного выбора и решений, Беларусь сможет воспользоваться возможностями Восточного партнерства для укрепления двусторонних отношений с ЕС. У Беларуси есть реальная возможность стать активным партнером ЕС в рамках Европейской политики соседства при условии, что эта страна будет осуществлять основополагающие демократические и экономические реформы и приближаться к общим европейским ценностям. На первоначальном этапе Беларусь могла бы участвовать в мероприятиях на основе многосторонних платформ.
Каковы намерения ЕС в отношении Российской Федерации? Является ли это предложение антироссийским?
Эта инициатива отнюдь не является антироссийской. Мы отвечаем на то желание, которое существует в странах – наших Восточных соседях, которые стремятся к значительному углублению и расширению отношений с ЕС. Россия остается нашим важнейшим партнером, с которым в настоящее время мы ведем переговоры о заключении всеобъемлющего соглашения. Мы всегда подчеркиваем, что страны Восточного партнерства нуждаются в хороших деловых отношениях со всеми своими соседями, включая Российскую Федерацию.
Каковы основные новые моменты в этой инициативе?
  • Новые соглашения об ассоциации, включая углубленные и всеобъемлющие соглашения о свободной торговле, с теми, кто хотел бы и готов взять на себя далеко идущие обязательства в отношениях с ЕС, вытекающие из этих соглашений;
  • Всеобъемлющие программы, финансируемые ЕС, для улучшения административных возможностей партнеров с целью реализации нашего предложения;
  • Заключение “пактов о мобильности и безопасности”, которые облегчали бы законные поездки в ЕС, при этом расширялись бы усилия по борьбе с коррупцией, организованной преступностью и незаконной миграцией. Эти пакты могли бы также включать повышение уровней систем предоставления убежища до стандартов ЕС, а также создание интегрированных структур управления на границах и т.д. Конечной долгосрочной целью была бы полная либерализация визового режима, в каждом конкретном случае, при условии обеспечения эффективно управляемой и безопасной мобильности;
  • Комиссия изучит возможности трудовой мобильности с целью дальнейшего открытия рынка труда в ЕС;
  • Укрепление энергетической безопасности в самих странах-партнерах и в Европейском Союзе, включая поддержку инвестиций в инфраструктуры, более эффективное регулирование, повышение энергоэффективности и более эффективные системы раннего оповещения для предупреждения срывов в поставках энергоносителей;
  • Работа по разным направлениям – платформам – будет поддерживать усилия отдельных стран, обеспечивая те рамки, в которых можно было бы решать общие проблемы. Это включает семинары по разъяснению  законодательства и стандартов ЕС, обмен опытом, а также соответствующее развитие совместной деятельности. Предлагаются четыре политические платформы: демократия, надлежащее управление и стабильность; экономическая интеграция и сближение с политическими курсами ЕС; энергетическая безопасность, а также контакты между людьми;
  • Укрепление сотрудничества в области окружающей среды и по проблемам климата;
  • Расширение контактов между людьми и более активное участие гражданского общества и других участников;
  • Дополнительная финансовая поддержка в размере 350 миллионов евро до 2013 года;
  • В рамках многосторонних программ, в интересах самих стран и в наших собственных интересах, предлагается пять масштабных инициатив («показательных инициатив»):
  • программа управления границами,
  • интеграция рынков электричества, энергоэффективность и возобновляемые виды энергии,
  • поддержка малых и средних предприятий,
  • Южный коридор и
  •  реагирование на чрезвычайные ситуации.
Какое финансирование Восточных стран-партнеров осуществляет ЕС в настоящее время?
Европейский Союз уже предоставляет финансирование странам Восточного партнерства на двусторонние программы в рамках Инструмента Европейской политики соседства (ИЕПС). В 2007-2010 годах расходы составили:
  • Армения – 98,4 миллиона евро;
  • Азербайджан – 92 миллиона евро;
  • Грузия – 120,4 миллиона евро (для преодоления последствий войны в Грузии в августе 2008 года будет выделено дополнительно 500 миллионов евро);
  • Молдова – 209,7 миллиона евро;
  • Украина – 494 миллиона евро.
Помимо ЕИСП, страны-партнеры могут получать средства из следующих источников:
  • Фонд управления (максимум 50 миллионов евро ежегодно на все страны ЕПС);
  •  Приграничное сотрудничество, которое объединяет регионы государств-членов ЕС и страны-партнеры ЕИСП, имеющие общую наземную или морскую границу. В 2008 году на эти цели выделено в общем примерно 25,6 миллионов евро;
  • Инвестиционный фонд соседства (ИФС), который действует на основе совместных грантов со стороны Сообщества и государств-членов, используемых для подкрепления кредитного финансирования со стороны международных финансовых учреждений. ИФС ориентирован в первую очередь на такие приоритетные сектора как энергетика, окружающая среда и транспорт, но при этом может быть также оказана поддержка малым и средним предприятиям и развитию социального сектора. В настоящее время осуществляются самые разные проекты – от системы передачи энергии, оказания технической помощи для улучшения системы водоснабжения и канализации и до проекта модернизации аэропорта в Кишиневе. В 2008 году ИФС выделил на проекты на Востоке почти 70 миллионов евро.
Подразумевается ли выделение новых финансовых средств?
Общая помощь для шести стран-соседей в Восточной Европе постепенно возрастет с 450 млн. евро в 2007 году до 785 млн. евро в 2013 году, то есть примерно на 75%. Это означает выделение дополнительных финансовых средств в размере 350 млн. евро в дополнение к тем средствам, которые уже запланированы на 2010-2013 годы. Кроме того, мы переориентируем 250 млн. евро, которые уже были выделены на региональную восточную программу Европейской политики соседства, направив их на инициативы, способствующие обеспечению Восточного партнерства. Таким образом общая сумма на эту новую инициативу составит 600 миллионов евро.
Каким образом в рамках Восточного партнерства будут рассматриваться вопросы безопасности?
Благодаря реальному сближению Восточных партнеров с ЕС, так же как и на основе Европейской политики соседства, Восточное партнерство будет способствовать стабильности и безопасности на границах ЕС, при этом укрепляя добрососедские отношения и эффективное сотрудничество между партнерами. Восточное партнерство будет также направлено на укрепление доверия в регионе путем расширения политических контактов между партнерами (в том числе между органами управления, членами парламентов, НПО и гражданами), а также путем снижения торговых барьеров. Восточное партнерство предусматривает, помимо этого, дополнительное сотрудничество по конкретным вопросам в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, а также Европейской политики безопасности и обороны, включая участие стран-партнеров в миссиях и учениях ЕС, а также координацию дипломатической деятельности. Будут укреплены системы раннего предупреждения, связанные с безопасностью, причем особое внимание будет уделено зонам конфликтов. Планируется также более тесно сотрудничать в сфере экспорта вооружений и в области нераспространения.
Что Восточное партнерство предлагает организациям гражданского общества в странах-партнерах?
Развитие и участие гражданского общества является ключевым фактором в успехе демократических и рыночных реформ. Комиссия предлагает поддержать институты гражданского общества и вовлечь их в эту инициативу благодаря созданию Форума гражданского общества Восточного партнерства, в отношении которого уже были проведены консультации. Этот форум будет поощрять контакты между институтами гражданского общества, а также способствовать их диалогу с государственными органами власти.
Означает ли Восточное партнерство, что ЕС предоставит перспективы расширения для всех/некоторых своих Восточных соседей?
Участие в Восточном партнерстве не содержит перспектив вступления в ЕС, но при этом оно будет осуществляться без ущерба стремлению отдельных стран-участниц к будущим отношениям с Европейским Союзом.
Как будет действовать Восточное партнерство на практике?
Успех этой инициативы будет зависеть в равной степени от сильной политической воли государств-членов ЕС и стран-партнеров, и в этом смысле важнейшее значение имеет осознание того, что это – общее дело.
Комиссия будет играть ключевую роль в том, чтобы многосторонние рамки стали эффективным инструментом сотрудничества, разрабатывая Всеобъемлющие программы институционального развития с отдельными странами для оказания более широкой поддержки реформам.
  • В принципе раз в два года будут проводиться встречах глав государств или правительств с участием 27 государств-членов ЕС и стран-партнеров в Восточном партнерстве.
  • на ежегодных встречах министров иностранных дел будет рассматриваться достигнутый прогресс и разрабатываться более конкретные политические ориентиры.
  • Дважды в год будут проводиться встречи высоких должностных лиц, занимающихся реформами в соответствующих областях политики. Эти встречи, которые будут готовиться Комиссией и на которых она будет председательствовать, будут проходить в рамках четырех тематических платформ (демократия, надлежащее управление и стабильность; экономическая интеграция и сближение с политическими курсами ЕС, энергетическая безопасность и контакты между людьми). Первые встречи по платформам во всех четырех областях состоятся уже в июне 2009 года.
  • Комитеты, которые будут поддерживать работу всех этих платформ, будут проводить свои встречи так часто, как это представится целесообразным, и в необходимом формате.
Через структуры Европейской политики соседства будет продолжаться двустороннее сотрудничество.
Как будет развиваться черноморская политика? Не дублирует ли Восточное партнерство уже существующее сотрудничество?
НЕТ. Восточное партнерство дополняет Черноморскую синергию (включающую пять восточных стран ЕПС, Россию и Турцию, но не Беларусь) и другие региональные инициативы по сотрудничеству. Черноморская синергия направлена на решение таких проблем, которые требуют усилий и внимания в масштабах всего региона. Центр ее притяжения – Черное море. Восточное партнерство направлено на сближение стран-партнеров с ЕС. Здесь центром притяжения является Брюссель. В марте 2009 года Европейский Совет подчеркнул приверженность ЕС укреплению Черноморской синергии и оказанию поддержки ее реализации. В ближайшие месяцы начнут создаваться новые партнерские связи в Черноморском регионе (в частности, в области окружающей среды и транспорта, а также Черноморский Форум гражданского общества).


Оставить комментарий




Інші матеріали

Реформа децентралізації та МС під час війни
Реформа децентралізації та МС під час війни

76,5% українців і українок вважають, що реформу місцевого [Читати далі]

Дайджест новин у сфері місцевого самоврядування за листопад 2022
Дайджест новин у сфері місцевого самоврядування за листопад 2022

Реформа місцевого самоврядування стала одним із головних [Читати далі]

Місцеве самоврядування в умовах війни – серпень-вересень 2022
Місцеве самоврядування в умовах війни – серпень-вересень 2022

Аналіз новин у сфері місцевого самоврядування та реформи [Читати далі]

Як українські області інтегруються до економіки ЄС
Як українські області інтегруються до економіки ЄС

Презентація результатів розрахунку Індексу євроінтеграційного [Читати далі]

Євроінтеграційні процеси – рекомендації для влади
Євроінтеграційні процеси – рекомендації для влади

Сьогодні, 19.05.2021. у Харківському прес-клубі презентовано [Читати далі]

Розділи

  • МС (187)
  • ГС (202)
  • Зверніть увагу (81)
  • Блог (30)
  • Моніторинг видачі віз (2007-2012) (6)
  • Адміністративні послуги (61)
  • Адміністративні послуги. Харків (91)
  • Європейська інтеграція (30)
  • Конкурси (8)
  • Бібліоміст (6)
  • Культура діалогу (69)
  • Діалоги заради миру (27)
  • Новини (330)
  • Статті (69)
  • Видання ФМД (23)

Olga Miroshnyk, Head Foundation of Local Democracy
12, Movchanovskyi vyizd, Office 13 Kharkiv, Ukraine 61001
Phone: +380501626045
E-mail: mirfmd@gmail.com, Web-site: www.fmd.kh.ua Facebook: FMD